Работа с пособием «World Class»
Работа с пособием «World Class» на средней ступени обучения в НУДО «Школа Восточных языков»
Автор: Н.А. Кальней, старший преподаватель английского языка Школы Восточных Языков
Последние несколько лет свидетельствуют о значительном повышении
интереса к английскому языку как средству международного общения. Он уже
признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а
появление компьютеров поставило использование английского языка в
особое положение по сравнению с остальными языками.
В связи с изменившейся политической и экономической ситуацией в нашей
стране меняются цели и содержание обучения иностранному языку.
Вариативность содержания и целей обучения иностранному языку и
расширение рынка учебной литературы за счет появления все новых
учебников, изданных в России и за рубежом, обусловливают потребность в
выборочном подходе к учебникам, их всестороннем анализе и личностной
(ориентированной на опыт и конкретные условия обучения) оценке.
Всем очевидно устойчивое стремление российских учащихся к изучению
английского языка. К поездкам в страну, к работе и учебе в британском
окружении, что дает возможность не только приобрести чувство
современного языка, но и понимание страны и ее обычаев.
Условия работы учителя иностранных языков существенно изменились за
последние 10-15 лет: ушли в прошлое обязательные для всех программы,
учебники, жесткие тр6ебования к организации педагогического процесса.
Открыв дорогу самостоятельному выбору, инициативе, творчеству учителя.
Обретенная учителем свобода накладывает на него множество дополнительных
обязательств: необходимость грамотно выбирать общую стратегию обучения,
конкретные приемы, соответствующие его личностным особенностям,
запросам и возможностям его учеников, условиям, в которых происходит
обучение; учебники которые рекомендуются ученикам в качестве основных и
дополнительных, книги для самостоятельного чтения, телепрограммы и видео
курсы, которые можно использовать в качестве основы для ролевых игр, и
многое другое.
В последние годы в наших общеобразовательных школах появились новые
учебные пособия, которые отличаются более интересным подбором
материалам, разнообразием заданий и красочностью. Помимо этого, мы имеем
теперь большой выбор учебных пособий изданных за рубежом.
Благодаря сближению на правительственном уровне в учебных заведениях
Российской Федерации повысился интерес к учебным материалам по
английскому языку, предлагаемым британскими издательствами для
преподавания английского языка как второго или иностранного. Последние
годы в методике преподавания иностранных языков в России отмечены
огромным интересом к результатам исследований за рубежом, как в области
теории, так и в практике обучения. Этот интерес в значительной мере
вызван появлением на отечественном рынке большого количества зарубежных
учебных материалов, курсов и практических пособий для преподавания
иностранного языка.
Эти учебники распространяются в России зарубежными издательствами, и
российские учителя высоко оценили внешний вид изданий, их содержание,
предлагаемые методические приемы.
Эти учебные пособия могут использоваться в качестве дополнительного к
федеральным учебникам материала. Современность фразеологии, актуальность
ситуаций, юмор и богатство полиграфического оформления зарубежных
учебных изданий, наводнивших книжный рынок, сразу же берут учителя и
учеников «в плен».
Иностранные издания учебников английского языка (Хайнеманна, Оксфорда,
Кембриджа, Лонгмана и т.д.) являются тщательно разработанными учебными
пособиями высокого качества.
Всем очевидно устойчивое стремление российских учащихся к изучению
английского языка. К поездкам в страну, к работе и учебе в британском
окружении, что дает возможность не только приобрести чувство
современного языка, но и понимание страны и ее обычаев.
Иностранные издания учебников английского языка (Хайнеманна, Оксфорда,
Кембриджа, Лонгмана и т.д.) являются тщательно разработанными учебными
пособиями высокого качества.
Современные зарубежные учебные пособия, отличительной чертой которых
является использование аутентичных материалов, разрабатываются на основе
коммуникативного метода, получившего свое развитие за рубежом в 70-80-х
годах. Коммуникативный метод обучения оказал серьезное влияние на
преподавание современных европейских языков, в том числе и английского.
Результаты исследований в области коммуникативного метода в настоящее
время широко используются в публикациях Совета Европы в качестве
основополагающих и справочных материалов по преподаванию современных
иностранных языков.
Учебные пособия по английскому языку, создаваемые на основе
коммуникативного метода в так называемых BANA странах (Britain,
Australia, North America) и распространяемые известными зарубежными
издательствами во всем мире, и в России в том числе, рассчитаны на
преподавание иностранного языка в частных языковых школах.
Одним из таких учебников используемых для обучения школьников средней
ступени является учебник Майкла Харриса и Дэвида Мауэра «World Class” ,
состоящий из 4-х уровней. Каждый комплект состоит из книги для учителя,
учебника, рабочей тетради и аудиокассет. Построение учебника и
предметно-тематическое содержание позволяет учащимся стать более
независимыми в обучении и суждениях. Учебник сочетает в себе
аналитический подход и игровые моменты в обучении языку.
Цель данного учебника в ходе обучения иностранному языку подготовить
учащихся к общению на этом языке в различных жизненных обстоятельствах.
Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации.
Основным же средством обучения являются упражнения, закрепляющие
необходимый языковой материал (конструкции, слова, выражения), и
учебные речевые ситуации, моделирующие жизненные обстоятельства.
Чтобы максимально приблизить условия учебно-речевых ситуаций к условиям
реального общения и таким путем наилучшим образом подготовить учащихся к
возможным в их последующей жизни естественно речевым ситуациям,
необходимо определить основные черты реального общения. Таких черт три.
Это :
1) реальные жизненные обстоятельства,
2) заинтересованность говорящих в содержании разговора (в получении информации),
3) необходимость вести разговор на иностранном языке – иначе информация не будет получена.
Предметно-тематическое содержание осуществлено таким образом, чтобы
учащиеся на основе изучаемой темы могли рассказать о своей реальной
жизни, ничего специально не придумывая и не воображая. Кроме того,
благодаря подборке материала учащиеся, прежде чем перейти, например, к
рассказу о своей семье, работают с текстами о семье Манстеров, из
известного американского сериала о вампирах, о семьях животных и т.п.
Подобная подборка материала позволяет сделать занятия более
интересными, разнообразными и познавательными, формировать творческий
подход к изучению языка.
Предметно-тематическое содержание второй части учебника обеспечивает
базу для формирования социокультурной компетенции учащихся. Материал
ориентируется в первую очередь на страноведческие разделы, ознакомление с
которыми составляет основу социокультурной ориентации, дает ключ к
пониманию особенностей национальной культуры, помогает получить
представление о «национальном сознании» носителей этой культуры, а также
дает возможность создать современный портрет страны изучаемого языка. К
числу таких разделов данного учебника относятся следующие области: The
Wild West, Travel, Planet Earth.
Языковой материал учебника представлен небольшими порциями и побуждает
учащихся самим обобщать правила построения и использования материала.
Для закрепления знаний имеется большой выбор письменных и разговорных
упражнений. Грамматический материал включает в себя всю активную
грамматику разговорной речи и базовые синтаксические структуры. Звуковое
приложение является неотъемлемой частью пособия и прекрасным средством
работы над фонетической стороной речи.
Мотивация и интерес являются решающими факторами в процессе обучения
школьников иностранному языку. Поэтому данный учебник «World Class»
основан на темах основывающихся, на интересах и способностях учащихся
средней ступени обучения. Темы эти также продиктованы языковыми
особенностями, позволяющими учащимся познакомиться с жизнью окружающего
мира, развить их воображение, повеселиться, связать язык с их жизнью и
окружением.