Опыт преподавания английского языка
Автор: Н.А. Кальней, старший преподаватель английского языка Школы Восточных Языков.
Моим первым и главным примером в преподавании всегда была и будет моя
школьная учительница, которой, к сожалению уже нет с нами, Лифанова
Р.И.Это был настоящий учитель, учитель от бога. Именно она познакомила,
привила мне любовь к английскому языку, а позже помогала и давала
советы в преподавании. Её методика, её уроки и наставления навсегда
останутся в моей памяти.
После окончания Чигиринской средней школы я поступила в БГПИ, (тогда это
был институт),чтобы продолжить изучение любимого предмета. Хотя после
института я собиралась быть школьным учителем, но место в моей родной
школе оказалось занято, и через некоторое время мне предложили работу
преподавателя на факультете иностранных языков. Я проработала на
факультете почти 11 лет, и это был огромный педагогический и жизненный
опыт. Я учила студентов немецкого, французского и китайского отделений.
Многие из них приходили, не зная ни одного английского слова, и я могу
гордиться тем, что за 3 года мне удавалось научить их не только читать и
писать на английском языке, но и красиво говорить, рассуждать и
высказывать свои мысли по разным темам. Сейчас многие из моих бывших
студентов живут и работают не только в России, но и за границей. Кто-то
работает в школах и вузах, кто-то в различных фирмах, в том числе и
совместных российско-американских, китайских и т.п. Я рада, что знания,
полученные на моих уроках, помогают им преодолевать языковой барьер в
общении с иностранцами или учить детей и студентов в школах и вузах.
Во время работы в университете я не раз руководила дипломными работами,
выступала на научно – практических конференциях, даже довелось
поработать преподавателем уже русского языка в педагогическом институте
соседнего Хэйхе. Помимо языковых вела практические занятия по методике и
2 года училась в аспирантуре по специальности гуманитарная педагогика.
Не хвастаясь, скажу, что меня всегда ценили как хорошего, ответственного
преподавателя, наверно потому что эти качества мне привили мои учителя в
школе и институте. Они были и остаются прекрасными педагогами, у
которых невозможно научиться плохому. И я не могу не вспоминать о них,
потому что если мы забудем и отвернемся от тех, кто вкладывал в нас
столько сил, энергии, знаний и своей души, мы не сможем называть себя
достойными и заслуживающими уважения людьми.
Но жизнь не стоит на месте, и так случилось, что по некоторым причинам
/в большей степени материальным/ я ушла из университета и стала
преподавателем Школы Восточных Языков. И вот уже 11 лет, как я работаю в
этой школе. Много разных интересных и новых дел произошло за эти годы,
а количество учеников, которых мне довелось учить, давно перевалило за
сотню.
В нашей школе всегда проводилось, и проводиться много интересных
мероприятий, мы отмечали почти все английские и американские праздники, с
песнями, шутками, сценками, конкурсами стенгазет, а иногда и танцами.
Были у нас и Санта Клаус с подарками на Рождество, и Комната страха с
тыквенными фонарями, ведьмами и колдунами на Хэллоуин, и прекрасная, в
театральных костюмах, постановка отрывков из пьесы Бернарда Шоу
«Пигмалион», поставленная, к слову сказать, учениками моей группы и
студенткой из Канады на День Святого Патрика, День Благодарения с
национальными играми американских индейцев и много других захватывающих
вещей.
На протяжении 2 – 3 лет в школе проводились лекции по страноведению,
где я рассказывала ребятам о занимательных традициях, обычаях, городах и
странах, где изучают английский язык. Дело это было добровольное, но
те, кто ходил на лекции, говорят, что это было очень интересно и
познавательно.
Не один раз в нашей школе бывали иностранцы, американцы и англичане,
учителя и профессора из университетов Великобритании и США. Кроме того,
уже много лет школа сотрудничает с Клубом Ротари, и студенты приезжающие
жить и учиться в Благовещенск по образовательным программам этого
клуба, изучают русский, а по желанию и китайский языки в нашей школе. А
также они общаются с нашими учениками на уроках, внеклассных
мероприятиях и заседаниях Английского клуба.
С 2004 года наша школа сотрудничает с Муравьевским Парком. В 2004 году, я
как руководитель и мой ученик Ильин Руслан приняли участие в работе
лингвистической смены и надо сказать, что показали мы себя активными,
умными и заслуживающими доверия участниками, и поэтому администрация
парка пригласила нас и на следующий год. В несколько раз я участвовала в
методических семинарах для учителей английского языка Амурской области,
который был организован администрацией парка и американскими педагогами
и волонтерами, работающими в Муравьевском парке, а также работала
педагогом во время детских лингвистических смен. В период с 2004 по 2010
годы более 10 учащихся Школы восточных языков имели возможность принять
участие в лингвистических сменах.
Что касается моей работы как учителя английского языка, скажу, что,
несомненно, обучение детей отличается от обучения студентов в вузе.
Возможно, мой опыт работы в университете влияет на мои требования к
детям, возможно, я требую с них немного больше чем другие педагоги, но
моя задача научить Ваших детей не только читать, писать и понимать
английскую речь на слух, но и уметь говорить, рассуждать, высказывать
свое мнение. Я считаю, что учитель, преподающий иностранный язык в
современном обществе не имеет права учить детей только читать и говорить
заученными, кем-то другим написанными фразами. Мир сегодня развивается
слишком стремительно, и современные дети вынуждены начинать задумываться
о своем будущем, учебе и карьере, чуть-ли не с пеленок. Ребенок,
вышедший из стен школы, и в том числе языковой, должен уметь мыслить
гибко и самостоятельно, стремиться к саморазвитию, самоутверждению и
самореализации в этом, порой довольно жестоком мире. И кто как не
учитель должен научить его этому, привить ему навыки мыслить
самостоятельно, уметь применять полученные знания в знакомых и
незнакомых ситуациях. В этом я вижу свою задачу, но только хочу, чтобы
Ваши дети могли все это делать не только на родном, но и на иностранном
языке. Время зазубренных тем прошло, настало время свободного мышления и
умения говорить и рассуждать.
В заключение хочу сказать, что англичан как нацию, всегда считали
сдержанными, скромными людьми, не любящими хвастать своими успехами и
достижениями. Я тоже не люблю, да и не умею петь самой себе дифирамбы,
говорю то, что есть, что я действительно делала и делаю. А о моей работе
и о том, какой я педагог, наверно лучше всего скажут мои бывшие и
нынешние ученики, и их родители. Многие ученики стабильно занимаются у
меня по 6 – 8 лет, а мои бывшие студенты и коллеги приводят уже своих
детей в нашу школу и рекомендуют меня своим друзьям и знакомым.
У меня нет государственных наград и в международных конкурсах тоже
участвовать не приходилось, я неплохо сдала международный экзамен IELTS,
и успешно работала и продолжаю работать и общаться с американскими
педагогами в Муравьевском парке. Но я всегда ответственно относилась к
своим обязанностям, следую примеру моих учителей, и как писал
Сухомлинский - «отдавая свое сердце детям».
Эта страница - для тех, кто интересуется английским языком и всем,
что с ним связано. Если Вы хотите поделиться знаниями, оставить
комментарий или выразить собственное мнение, пишите нам на Email: info@o-l-s.ru