Школа Восточных Языков

Обучение



Китайский клуб

Традиционные религии Китая

 

Автор: О.Б. Шеина, преподаватель китайского языка Школы Восточных Языков

В нашей жизни существуют универсальные понятия и представления, с помощью которых мы познаем мир вокруг и самих себя, которыми руководствуемся в своем поведении. Таким образом, религия мыслиться как всеобъемлющая знаковая система, охватывающая не только эстетические и философские категории, но и всю творческую практическую деятельность людей. Китайская цивилизация, насчитывающая более чем пятитысячетилетнюю историю, не является исключением. Представления о волшебном, сверхъестественном оказывали и оказывают глубочайшее влияние на культуру в целом и отражаются в самых различных ее аспектах.

Если говорить о традиционном Китае, то это, несомненно, господство трех философско-религиозных систем: Конфуцианства, Даосизма, Буддизма. Первые две возникают непосредственно на территории проживания китайского этноса, такие религии принято называть автохтонными. Появление конфуцианства относят к 5-6 вв. до н. э., и связано оно с именем китайского мыслителя и философа Конфуция. Благодаря ряду особенностей его нельзя в полной мере отнести к религии, а посему принято именовать религиозно-философским учением. Оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, определяющих поведение в семье, на службе и в обществе.

Даосизм – еще одна из традиционных религий Китая, а так же одно из главных направлений китайской философии. Его возникновение связано с именем полулегендарного мудреца Лаоцзы и приходится примерно на то же самое время, что и появление конфуцианства. Использование слова «полулегендарный вполне оправданно, так как о философе мало, что известно достоверно. Буддизм, как отмечалось ранее, возникает не на китайской почве. В его основе лежит философское учение, приписываемое наследному принцу Сиддхартха Гаутама. В последствии получившему титул Будда – просветленный. В Китай учение Будды проникает примерно в 1в. н. э. по сухопутному пути через Гималаи.

Наряду с указанными выше традиционными религиями в Китае есть последователи христианства, ислама и даже иудаизма. Эти конфессии проникают в Китай много позже. Ислам приходит по великому шелковому пути вместе с торговцами-арабами. Христианство, в части католичество вместе с монахами-иезуитами. Появлению православия Китай обязан российским духовным миссиям.

Подобный сплав религий и культур, их взаимопроникновение и взаимодействие, а так же религиозная терпимость китайцев, что во многом связана с неоднородным составом самого китайского государства, порождают уникальное явление названное «Религиозный синкретизм». Под этим понятием понимают приверженность комплексу, соединяющему в себе разнородные элементы.


 Такими элементами и выступают традиционные религии, а так же народные культы. Обычные же китайцы могли обращаться к тем или иным религиозным институтам в зависимости от конкретной ситуации или местной традиции. Таким образом, «три учения» входили в народные верования как своего рода ингредиенты. Так, буддизм обогатил китайскую культуру представлениями о рае и подземном судилище, даосизм – учением о бессмертных и демонах, конфуцианство внесло этику во все сферы жизни, благодаря чему семья становится основной моделью, прототипом всех социальных отношений (император – подданные, учитель – ученик и т.п.).

С синкретизмом связана и возможность выбора, которую всегда имели китайцы. Принципы, которые являются правильными для одного стечения обстоятельств, могут быть неприемлемы для другого, но в каждом случае они не подвергаются сомнению и пользуются равным уважением. Из этого вытекает и неоднократно отмечавшийся исследователями китайский «прагматизм», когда «правильным» для данной ситуации признается то, что оказывается наиболее эффективным.

Вернуться к списку статей раздела Китайский клуб