Школа Восточных Языков

Обучение



Английский клуб

Преподавание диалогической речи

Концепция преподавания диалогической речи и развитие памяти на уроках английского языка для детей младшей и средней возрастной группы

 

Автор:
Н.Ю. Губарева - преподаватель английского языка Школы Восточных Языков

Учебный процесс это взаимодействие трёх составляющих- учитель, ученик, родитель. Качественным обучение может быть при определённом вкладе со стороны каждой составляющей. За 20 с лишним лет работы в школе я убеждена, что эти составляющие таковы:
Со стороны учителя – доброжелательность, готовность помочь ,простота и доступность при объяснении материала.
Со стороны ученика - желание, усердие, инициатива.
Со стороны родителя - контроль доброжелательность (позитивное отношение к учителю) и заинтересованность в учебном процессе.

Первостепенная цель учителя иностранного языка- научить языку достаточно ,чтобы для ребёнка он стал средством выражения и передачи своих мыслей и чувств, то есть ,чтобы он мог свободно общаться в зависимости от языковой ситуации.

Для учащихся младшего и среднего школьного возраста важно обучение диалогической речи, общению на заданную тему .В отсутствии языковой среды необходимо создавать ситуации, приближенную к реальной. В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления и запоминания. Я стараюсь формировать пару с разным уровнем подготовки, где сильный ученик поможет слабому при составлении разговора. Диалог является заключительной работой при изучении темы, когда в достаточной мере освоена лексика ,грамматика и разговорные фразы по теме.

Общение призвано выполнять определённые коммуникативные функции, такие как :информативная, регулятивная, эмоционально-воздейственная, оценочная. Существуют следующие типы общения на уроках:
Учебное (учитель-ученик), имитативное, симулятивное (подрожательное), аутентичное.
Вот несколько вариантов диалогических ситуаций:
1.Воспроизведение определённого акта общения, изображённого в кинофильме, аудиозаписи;
2.Подстановки и составление диалогов по аналогии(заполнение пропусков, реплики-ответы)
3.Составление диалога к сцене, изображённой на картинке
4.Мозаика - у одного ученика текст, у другого картинка: один задаёт вопросы, другой отвечает.
5.Мимы - несколько учеников молча разыгрывают сценку, зрители определяют действие лиц, место, время и составляют диалог.
6.Драматизация - задаётся тема и сюжет
7.Ролевая игра - отличается свободой и спонтанностью общения.

На завершающем этапе работы по теме, когда дети достаточно овладели лексикой, грамматикой и разговорными фразами по теме(например FOOD)задаю ситуацию- “At a restaurant”, you are talking to a waiter.Даю 8-10 минут на подготовку в паре. Затем дети разыгрывают разговор официанта и посетителя. Прослушивая диалог, учитываю творческий подход, юмор и смекалку, а так же взаимовыручку. Не заставляю детей заучивать готовые фразы ,а предлагаю реагировать на ситуацию. Если один забыл реплику или растерялся- другой может прийти на помощь .Говорю детям, что главное - достичь цели – получить или донести информацию, а каким способом - не важно(body language –мимика ,жесты ,рисунки).Всегда ,если происходит заминка, говорю -представьте, что вы реально в Америке и вокруг никто не говорит по-русски …и вряд ли вы будете ходить там со словарём! И очень важно- не торопиться исправлять ошибки, чтобы не смутить говорящих. Грубые ошибки анализирую после их ответа.

При изучении иностранного языка важно тренировать память, т.к. иностранный язык это заучивание, а часто и зазубривание, особенно на начальном этапе. Один из способов тренировки памяти - заучивание стихов и рифмовок. Можно проводить эту работу интересно и весело, тренируя как слуховую, так и зрительную память.

На доске пишу стихотворение (хорошо, если оно связано с учебной темой или грамматикой, изучаемой на уроке)Например при изучении дней недели:
Solomon Grundy born on Monday,
Christened on Tuesday,
Married on Wednesday,
Ill on Thursday,
Worse on Friday,
Died on Saturday,
Buried on Sunday,
That was the end of Solomon Grundy.

Переводим ,записываем в тетради, отчитываем хором и индивидуально. Затем я стираю выборочно слова, начиная с лёгких, и прошу прочитать, восстанавливая по памяти пропуски.
Solomon Grundy born on____________,
Christened on_____________,
Married on ____________,

Затем стираю ещё несколько слов и ещё, при этом дети стараются соревноваться, кто лучше и без ошибок прочтёт стихотворение - и конечно, не подозревая, тренируют свою зрительную и слуховую память .К концу тренировки многие уже выучили стихотворение. Интересно даже тем, кто обычно с трудом заучивает материал.

Следующий урок я начинаю с того, что пишу стихотворение, перепутав строчки и слова, например:
Solomon Grundy married on Monday,
Ill on Tuesday…
Прошу детей восстановить стихотворение, таким образом, повторяя его и тренируя моторную память - написание слов. Затем, прочитав восстановленный вариант, стираю его с доски и спрашиваю стихотворение наизусть. Теперь я уверена, что все расскажут его на «отлично»!
На уроках английского языка очень важно создавать атмосферу доброжелательности, хорошего темпа и «не скучной работы». Только тогда урок пройдёт быстро и продуктивно и кто-то спросит: «А что, уже конец урока?»


Интересно? Как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и поэтому, - просим на урок к Нине Юрьевне!!!

Вернуться к списку статей раздела Английский клуб