Школа Восточных Языков

Обучение



Китайский клуб

Конфуцианство в Китае

Основные положения учения

Автор: О.Б. Шеина, преподаватель китайского языка Школы Восточных Языков

Появление конфуцианства относят к 5-6 вв. до н. э., и связано оно с именем китайского мыслителя и философа Конфуция (по кит. Кунцзы или Кунфуцзы). Источником выступает трактат “Беседы и суждения”, который представляет собой ни что иное, как изречения и наставления великого мыслителя, записанные его учениками. Конфуцианство – этико-политическое учение, нормы которого касались воспитания человека; определяли его поведение в семье, на службе и в обществе; устанавливали определенный способ мышления. Конфуцианство до сих пор служит источником, питающим китайскую культуру и во многом определяющим лик китайской нации.

Стержневым моментом в учении Конфуция становится идея сакральной наполненности Ли, т.е. «ритуала». Ритуал, для Конфуция, - это встреча небесного и земного, особого рода символическое действие, позволяющее человеку познать себя в пространстве космоса. Конфуций признавал, что следовать ритуалу нелегко, но, тем не менее, есть определенные нормы, которым способен следовать каждый человек. Это человеколюбие, долг преданность, искренность, сыновняя почтительность, забота о младших, честность.
Нормы поведения в семье Конфуций переносил на правила поведения в государстве, утверждая: «Семья – это маленькое государство, а государство – большая семья». А потому здесь так же должны царить почтительность и преданность по отношению к правителю, а тот в свою очередь обязан проявлять отеческую заботу, справедливость, выражать благодарность и милость к своим «сыновьям». Залогом же гармонических отношений является соответствие явлений их функциям, т.е каждому следует находится на предназначенном именно ему месте: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».

Давно отмечено, что Конфуция не интересовало ни происхождение вселенной, ни человека. Он говорил не о том, откуда произошли люди, а том какими они должны быть, об их моральных и этических качествах. Учение Конфуция – это прежде всего знание о человеческом в каждой личности, и потому Вселенная для него антропоцентрична, то есть человек в ней – высшая цель мироздания. А посему должен быть и некий образец истинного человека. Конфуций называет такого - «Благородным мужем», воплотившем в себе все лучшие свойства. Благородный муж обладает «человеколюбием», которое есть, как говорил Конфуций, «не качество для себя», то есть для удовлетворения собственного тщеславия, но «для исправления кривого» - для служения людям. Другим критерием культуры в человеке является знание меры, или «золотой середины», как однажды назвал это Конфуций. Опасно следовать крайностям, важно осторожное отношение к жизни, умеренность есть добродетель. Конфуций проявляет так же особую чувствительность к слову. Внимательность в речи требуется, прежде всего, для того, чтобы слово не расходилось с делом. Так «Благородный муж» прежде видит в слове дело, а после – сказанному следует».

Выявление культуры в себе – это вечное учение. Процесс образования для Конфуция составляет часть ритуала. Более того, между учителем и учеником нет особой разницы, и лучшим наставником оказывается именно тот, кто лучше всех учиться сам. Конфуций постоянно говорит о необходимости учения, именно с ним он связывает совершенствование себя, выявление «человеческого». «Учится и не размышлять – напрасная трата времени; размышлять и не учится – губительно». «Учиться надо всегда и везде, не стесняясь учиться даже у прохожего и простолюдина».
Конфуций одним из первых открывает бесплатные школы, подчеркивая благотворительно-возвышенный характер обучения в них; он готов обучать за символическую плату – «за связку сухого мяса». Но Учитель не передает информацию; в нашем понимании он ничему, собственно и не учит. Он не рассказывает, как надо жить, но существует как нравственный ориентир, как указатель Пути. Конфуций опирается на примеры из древности, он рассказывает о правителях и мудрецах, живших сотни лет назад. Для него история – не набор фактов, его не очень интересует, когда и что произошло, ему важно другое – как повел себя человек в той или иной ситуации.

Нормы конфуцианской морали настолько органично вошли в ткань национальной культуры, что люди часто сами не замечая, говорят словами Конфуция. Несомненно, конфуцианство, как явление развивалось с течением времени, и современное значительно отличается от учения, проповедуемого самим Конфуцием. Оно стало проще, практичнее, утратило мистичность и в то же время превратилось в особый стиль жизни китайской нации: «не рассуждая о выгоде», постоянно следовать ей.

Вернуться к списку статей раздела Китайский клуб